Источник: Баграмов Р.А. Буровые машины и комплексы: Учебник для вузов. - М.: Недра, 1988. - 5 с.

Краткий обзор истории развития отечественной техники бурения.

Для восстановления и развития нефтяной промышленности в послереволюционный период было приобретено несколько зарубежных станков, состоящих из двухскоростной лебедки, ротора, насоса, вертлюга, талевого механизма и электрического привода с редуктором. Эти станки явились прототипом первых отечественных буровых установок, производство которых было организованно в 1921-1923 гг. на заводах в Сормове и Коломне, а затем на Бакинском заводе им. лейт. Шмидта. В состав этих установок, рассчитанных для бурения скважин глубиной до 1200 м, входили:двухскоростная лебедка на деревянной станине, снабженная валами на подшипниках скольжения, цепными колесами с необработанными зубьями для роликовых цепей; ротор, приводимый от лебедки открытой цепной передачей; талевый механизм с чугунными шкивами; буровой насос - прямодействующий либо вращательный, двухпоршневой; вышка высотой 28-37 м и основание, изготовленное из дерева.

Начало 30-х годов характеризуется качественно новым развитием отечественной буровой техники. В эти годы на заводе им. лейт. Шмидта было освоено производство четырехскоростных буровых лебедок Л1-4М. Были разработаны вертлюги и роторы новых конструкций. Ротор закрытого типа с прямозубой конической передачей имел в основной опоре стола роликовый конический подшипник, а во вспомогательной опоре - шариковый. В вертлюге шарикоподшипни опоры ствола были заменены роликовыми коническими в основной опоре и роликовыми цилиндрическими в радикальной.

Завод "Бакинский рабочий" начал выпускать кронблоки и талевые блоки грузоподъемностью 130 т со стальными шкивами на подшипниках качения. На заводе им. лейт. Шмидта и "Красный молот" начали изготовлять буровые насосы с эксцентриковыми либо кривошипным коренным валом.

К середине 30-х годов была создана установка для бурения скважин глубиной до 3000 м. В этот же период появились металлические буровые вышки Г.Н. Бержеца. В 1937 году Б.А. Рагинский предложил оригинальную конструкцию металлической вышки, ноги и пояса которой изготовляли из отработанных бурильных труб, а диагонали с винтовыми стяжками - из стального проката круглого сечения. Вышки монтировались с помощью шагающих стрел конструкции А.А. Асан-Нури либо подъемника Я.М. Кершенбаума.

Возросшие к тому времени объемы бурения скважин глубиной до 1200 м обусловили острую нехватку легких буровых установок. Для бурения скважин глубиной до 500 м в 1938 г. была создана установка РА-400, которая монтироваласьна двух гусеничных тележках.

Азинмашем была разработана буровая установка ПТ1-800 грузоподъемностью 35 т для бурения скважин глубиной до 800 м, изготовление которой было освоено на заводах им. Ленина и им. Монтина в Баку.

В 1939 г. в Нефтемашпроекте (Москва) была разработана буровая установка ПРА-800 с групповым приводом. В это время Азинмашем была разработана установка ПРА-1200, в групповом двигателе которой использовались два карбюратора КИН мощностью по 96 кВт, спаренные клиноременной передачей.

Следующий этап развития техники бурения наступил в послевоенный период. В 1945 г. изготовление буровых установок было поручено Уралмашу - одному из крупнейших и хорошо оснащенных заводов тяжелого машиностороения. Первоначально Уралмаш принял к производству лебедки Л1-4М, насосы НГ-8х16 и другие агрегаты.

В 1946-1949 гг. был разработан и изготовлен опытный образец буровой установки Уралмаш-1 с цепной лебедкой. Вскоре были созданы установки Уралмаш-2, Уралмаш 3Д и Уралмаш 4Э. Из наиболее важных разработок того периода, используемых и в настоящее время, следует выделить групповой привод на базе дизелей типа В2, радиальные шинно-пневматические муфты, систему пневматического управления тормозом лебедки.

На основе отработанных машин в 50-х годах Уралмаш перешел к серийному изготовлению буровых установок с дизельным приводом на базе комплекта бурового оборудования Уралмаш 5Д и Уралмаш 3Д и с электрическим приводом на базе бурового оборудования Уралмаш 6Э и Уралмаш 4Э.

Важный итог этой большой работы - сложившийся и выросший коллектив квалифицированных конструкторов и исследователей, накопивший большой опыт и знания, способный создавать буровые машины и обрудование на уровне мировых достижений.

Следует также отметить новое направление в проектировании буровых установок, начало которому было положено созданием установки БУ-40, разработанной О черским заводом совместно с Гипронефтемаш.

С 1959 г. завод "Баррикады начал" поставку комплектных буровых установок БУ75Бр с электрическим и дизельным приводами, а Уралмаш примерно в этот период - буровых установок в комплекте с А-образными вышками, основаниями, оборудованиемдля механизации и частичной автоматизации спуско-подъемных операций. В 70-х годах начато производство буровых установок универсальной монтажеспособности (БУ2500ДГУ, БУ4000ДГУ, БУ4000ЭУ и др.)

Азинмашем в 1951-1962 гг. была разоаботана металлическая вышка В1-300-53 грузоподъемностью 300 т и высотой 53 м.

В 1951 г. б. Гипронефтемашем был разработан крупноблочный способ перевозки буровых установок при помощи "хребтовых" лафетов, представляющих собой две гусенечные тележки с пневмогидравлическими дамкратами. Вторая половина 50-х годов характеризовалась началом работ по созданию регулируемого привода буровых установок. Важными направлениями совершенствования буровых установок явились разработка и внедрение средств механизации и автоматизации тяжелых и трудоемких процессов.

В результате систематизации теоретических основ проектирования буровых установок и обобщения требований бурения в 60-х годах была разработана нормаль Н900-66, регламентирующая тип и основные параметры буровых установок.

Крупным достижением отечественной науки и техники явилось создание буровой установки Уралмаш 15000, посредством которой достигнута рекордная глубина бурения разведочной скважины на Кольском полуострове.

В развитии нефтегазодобывающей промышленности Советского Союза большое значение имело турбинное бурение. Первые конструкции турбобуров были разработаны в 1923-1925 гг. и применялись на нефтяных промыслах Азербаджана и грозного. В 1934 г. была созданна качественно новая конструкция турбобура без редуцирующих устройств и сбольшим числом ступеней турбобура. К концу 50-х годов опытное бурение советскими турбобурами было осуществлено на месторождениях во Франции, ФРГ, США, Италии, а несколько позже в Мексике.